Ведение дизайн-проекта: этапы, точки контроля, отчетность
Автор Алла Бабай, дизайнер интерьераБ.
В любом деле для достижения цели важно грамотно наладить связи между всеми участниками, это применимо и для создания интерьера. Помимо заказчика и дизайнера в процессе реализация проекта есть бригада во главе с прорабом или же отдельно нанятые строители, субподрядчики, снабженцы, поставщики и другие исполнители. Все они привлекаются в разное время и важно понимать общую систему управления объектом, чтобы избежать накладок и получить достойный результат.
Рассмотрим этапы реализации дизайн-проекта, а также выявим точки контроля и отчетности.
1. Демонтаж, организация жизни на объекте и подготовительные работы.
Самый понятный и один из самых быстрых этапов. Ломать – не строить. Основная сложность в организации – вывоз мусора, которого иногда бывает колоссально много, но нынче решается за пару звонков.
Демонтаж иногда преподносит сюрпризы, которые могут повлиять на проект в целом. Например, вскрыв вентилируемые паркетные полы и вывезя пару самосвалов песка, хозяева квартиры получают дополнительные десять сантиметров высоты, или появляется необходимость снести еще пару стен из-за их ненадежности. Несмотря на это в полной готовности должны быть монтажные и инженерные листы.
2. Общестроительные работы.
Далее завозятся материалы, возводятся перегородки, собираются гипсокартонные потолки и объект получает новые контуры, монтируются инженерные системы: электропроводка, сантехнические трубы, вентиляция, кондиционирование, отопление. Именно сейчас нужно заказать новые окна, входную дверь и, как ни странно для заказчика, выбрать поставщика и модель кухни.
От того, насколько правильно в этот период выполняются работы, зависит итоговое качество ремонта. Например, плоскость, оштукатуренная с нарушением технологии, может и треснуть, и обсыпаться, что повлечет за собой повторную закупку материалов и переделку. Чтобы избежать подобных неприятностей, обязателен технический надзор, т.е. надзор за соблюдением технологий, сроков, соответствием материалов.
Вопросов для авторского надзора возникнет предостаточно. Под ним понимается соответствие производимых работ идеям и требованиям согласованной с заказчиком проектной документации. Со стороны дизайнера на финише общестроительных работ (но лучше до их начала) вся отделка должна быть согласована.
3. Отделочные работы.
На данном этапе серые стены преображаются на глазах: одни белеют, где предполагается покраска, штукатурка и обои, другие покрываются плиткой, укладываются напольные покрытия и пр. Координатор часто встречает замерщиков, субподрядчиков: нужно установить блоки кондиционеров, двери, натяжные потолки и многое другое. Технический и авторский надзор также необходимы.
4. Установка светового оборудования, мебели.
Начинается самый суетный для дизайнера период. Поставщики прибывают каждый день, а то и не по одной машине. Организовывает сборка кухонного гарнитура и другой мебели, установка осветительного оборудования, «чистовой» электрики и сантехники, генеральная уборка.
По завершении этапа проверяют соответствие проекту, подписывается акт приёмки работ строителей.
5. Декорирование.
О нем часто забывают, ведь декорирование – дополнительная услуга. Это влечет за собой явную потерю качества итогового результата. Множество коробок ранее превратились во вполне пригодную для жизни обстановку, но остается миллион мелочей для создания уюта. Текстильное оформление, навеска картин, расстановка аксессуаров не менее важны, чем монтаж кондиционера. После обустройства быта подписывается акт приемки с дизайнером-декоратором.
Как же общаются все участники столь масштабного мероприятия между собой? Телефонная связь выручает, но сказанное имеет свойство забываться, особенно, если услышано давно. Поэтому заводится журнал ведения строительных работ. В нем ежедневно отмечаются изменения на объекте, с датами, описанием технологий, выявленными недостатками, способами их устранения. Ведение такого документа существенно облегчает поиск ответов в сложных ситуациях.
Надзор за реализацией проекта – весьма хлопотное дело. Идеально, если его выполняет автор, но в силу определенных обстоятельств часть функций необходимо переложить на других специалистов.
- Технический надзор может на себя взять доверенный прораб или сторонняя организация, с которой заключается договор. Его может оформить как дизайнер, не имеющий возможности ездить на стройку, так и человек, у которого делают ремонт. Проектировщик в этом случае появляется для решения вопросов, связанных с соответствием проекту, эстетикой, или для обсуждения сложных ситуаций, например раз в неделю.
- Снабженец (или комплектатор) в купе с логистом возьмут на себя поиск оптимальных поставщиков и организацию доставок.
- Субподрядчики продумают инженерные системы, предложат варианты освещения, мебели и декора, дизайнеры штор подберут ткани и детально продумают выбранные фасоны текстильного оформления.
Так, согласовав действия большого количества людей в условиях конкретного объекта, дизайнер формирует желаемый образ в соответствии с отчерченным проектом, чем значительно облегчит жизнь клиента.
Функции надзора может взять на себя и сам заказчик. Кто-то не доверяет чужим глазам и лично осматривает стройку, кто-то не имеет достаточного финансирования. Но учитывайте, что для людей, которые никогда не сталкивались с ремонтом, подобные затеи тяжелы в исполнении, отнимают много сил и времени.
Отчет заказчикам, если они не занимаются надзором лично, предоставляется в оговоренные интервалы времени. Людей занятых в основном интересует общая информация: что сделано и предполагаемые сроки завершения, - а в конфликтных ситуациях: кто виноват и кто будет платить за ошибку. А бывают заказчики, которые, несмотря на тотальный контроль проектировщика и прораба, каждый день посещают будущее жилье. Это их право – за свои деньги получить желаемый результат.
Самое неприятное для исполнителей и автора проекта – внесение изменений на ходу. И одно дело – небольшие правки, другое – резкая смена курса. Для подобного случая в договоре о проектировании, строительстве и надзоре лучше предусмотреть увеличение стоимости в случае изменения технического задания клиентом.
В целом, большинство вопросов решается мирно, через установленные коммуникации. Конечно, в состоянии стресса неизбежны конфликты, разговор на повышенных тонах. Если научиться относиться к происходящему чуть проще, то и сложности ведения проекта затмятся радостью по окончании ремонта.